История возникновения традиции новогоднего украшения елей возникла в древней Германии. И было это в незапамятные времена. В те далекие годы германские племена с огромным уважением и почтением относились к волкам. Волк рассматривался в качестве тотемного зверя, покровителя родов. Даже медведей люди той поры соотносили с волками, причисляя их к особым, которые получили название «беовульф» - «пчелиный волк». Одним из способов выразить своё отношение к волкам, как к особым существам, в которых присутствует божественное начало, было приношение жертвы.
В день зимнего равноденствия древние германцы готовили особые жертвенные угощения. Для их передачи волкам использовались ели. И это легко понять, если представить себе ель в лесу – с огромными, разлапистыми нижними ветвями. До них с легкостью могут дотянуться волки. Именно к ним и привязывались куски мяса. Каждая семья готовила свои дары и обозначала их характерными лентами или пучками раскрашенных в особые цвета нитей. Если спустя какой-то срок кусок мяса не находился на ветви ели, значит – вервольф принял дар. Это говорило о том, что покровитель благосклонно относится к роду: жди прибавления в потомстве и обильных урожаев, счастливой охоты и личного везения.
Шло время, одна эпоха сменяла другую, но традиция сохранялась… Она отражена во множестве саг и преданий. Про это говорилось в хрониках, относящихся к более позднему времени, некоторые из которых датируются периодом образования Великой Римской империи (9-10 века нашей эры).
Украшенная ель была символом благополучия, дарованного защитниками и покровительствующими божествами, не только у западных, но и у восточных славян. Но так ли много мы знаем о менталитете своих славянских предков?
В период распространения христианства на этом стали ставить крест. В некоторые периоды приношение жертвы волкам могло стоить жизни. Но ситуация коренным образом изменилась с началом деятельности Мартина Лютера. Будучи одним из основоположников реформации, Лютер с успехом решал задачи создания понятного и близкого людям христианства. Поэтому он смело брал обычаи и традиции народа, лишь добавляя к ним христианскую составляющую. Именно при нём украшенные ёлки стали одним из атрибутов христианского Рождества.
Считается, что в России традиция украшение ёлки связана с именем Петра I, который в период своего правления издал указ о переносе новогоднего праздника на 1 января. В документе говорилось о том, что в этот день следует использовать ветки елей, пихт и можжевельника для украшения домов. Но мало кто и что понял. Никакой идущей сверху традиции не возникло… Пришлые немцы-лютеране продолжали ставить елки, а русские дворяне и простолюдины особой важности тому не придавали. Лишь в более поздний период, когда немецкая традиция использования елок в качестве символа новогодних торжеств и гуляний распространилась и прочно укоренилась во всей Европе, ее переняли и в Российской империи. Членами правящих династий первая официальная новогодняя елка была установлена лишь при Николае I.
|